Идея похода возникла еще год назад после успешного перехода на Кизомыс из Грибовки (180 км в одну строну). Имея уже немалый опыт, немного модернизировав лодку и получив все необходимые разрешения от пограничников, мой разум находился в приподнятом состоянии, предвкушая все трудности и радости предстоящего события.

День первый

Утро 27 июня 2009 года в 5 часов, мы встречаемся с Владимиром (Владимир07) на Таирова, и движемся двумя машинами с лафетами и лодками соответственно на поселок Котовского, где нас ждет Олег, мой штурман в лодке и капитан на суше:-)
Мы успешно грузим Олега с вещами и отправляемся в путь по Николаевской трассе. Первая остановка в Коблево, там мы покупаем свежий хлеб на первые дни похода. Пройдено 100 км и мы в Рыбаковке, деревне расположенной на берегах Березанского лимана, в 5 км от острова Березань. На месте нас радушно встречают друзья, организовав стоянку машин и спуск на воду.
По прогнозу погоды должна быть гроза, и ветер 4-6 м/с, а тут спокойное, безветренное, теплое утро. Нам сообщили, что прошлой ночью был сильный дождь и порывы ветра, которые срывали крыши домов. Если бы не огромные лужи, то в это было бы трудно поверить.
Лодки на воде, вещи погружены, связь работает, навигация включена, фото перед отходом и в путь!

Первая остановка остов Березань.

5 км по зеркальной воде пронеслись мгновенно, позволив нам прогреть двигателя. И вот пляж на северо-западной оконечности острова.

Теплая вода ласково щекочет ноги, а по ступням ползают сотни мелких креветок. Оказывается я причалил лодку прямо на их гнездо, чем соответственно вызвал переполох.

Олег побежал общаться с дайверами, которые как раз перед нами высадились на пляже, а мы с Володей обсуждали дальнейший маршрут. Было принято решение идти прямо на серверную оконечность Тендровской косы, оставив в стороне Кинбургскую. По прямой получалось около 27-ми км. Такое расстояние в открытом море, наши лодки еще не ходили, но море было тихое и спокойное и в ближайший час, полтора погода не предвещала перемен. Я прокладываю маршрут по навигатору, так как видимые ориентиры появятся только на расстоянии 5-8 км от конечной точки. На всякий случай компас тоже со мной. Задача сложная, так как нам надо с расстояния 27 км выйти на косу шириной 1 км и высотой до 1,5 метра. Благо по предварительным данным на косе есть маяк.
Мы стартуем с острова в открытое море. Позади остается привычная жизнь, мобильная связь, суета и цивилизация вообще. Впереди неизвестность, дикие берега и предвкушение открытий. Когда земля осталась далеко позади и превратилась в узкую полоску далеко на горизонте, мы увидели как прямо по курсу, на расстоянии примерно 500м, водная гладь рвется и ее рассекают, выныривая из воды черноморские дельфины. Я сбавляю ход и иду на самых малых оборотах. Дружелюбные млекопитающие сопровождают нас играя справа и слева от лодки. Они даже несколько раз осторожно толкнули лодку снизу, что особенно чувствовалось при слабом волнении.

Пройдя около километра дельфины предпочли нашему обществу косяк рыбы от которого мы их оторвали, и сделав несколько прощальных прыжков уплыли обратно продолжать завтрак.
Немного о навигации.

Мы используем один коммуникатор со встроенным GPS и один КПК с большим дисплеем и выносным приемником GPS. Владимир на своей лодке не может использовать приборы, так как управление лодкой занимает все его внимание, и комфорту скажем так, у него поменьше, поэтому мы уходим вперед на 1-2 км, и он прокладывает маршрут по нам, как по видимому ориентиру. Как показала практика, рулевой должен сам видеть прибор и держать курс, так как от штурмана толку мало, постоянно кричит «давай вправо 10 градусов, теперь влево», а лодка имеет инерцию, и постоянно уходит с маршрута. Так вот большой экран КПК служил указателем, а коммуникатор его страховал и записывал пройденный путь в память.

И вот, наконец мы видим Тендровский маяк и еще какие-то строения впереди по курсу.

Ветер немного усиливается, но волна позволяет глиссировать. Мы замечаем баркас и причаливаем к берегу недалеко от него. Очень интересные показания дает эхолот. На всем протяжении от острова Березань глубина менялась очень плавно и составляла не более 10м, а непосредственно перед берегом достигла 15 метров, и это в 20-25 метрах от берега, затем отмель в 1,5м, яма 2м и берег. Берег представляет собой свежую ракушку, еще не побитую и не перетертую в песок, на пляже в изобилии валяются панцири рапана, и остатки крабов, все это лежит нетронуто, и их наличие говорит о дикости места и отсутствии отдыхающих, что само по себе очень радует.

Люди с баркаса спустили лодку и высадились на берег. Они были очень удивлены что мы из Одессы, и пришли сюда на таких маленьких лодках. По их словам они тут недавно и приплыли понырять и отдохнуть. К слову о воде, она чистая и прохладная в отличие от острова Березань.

По предварительным планам мы должны были попасть сюда ближе к вечеру и остаться на ночевку, но на часах 11 утра и мы решаем идти дальше вдоль косы на юго-восток, пока погода улыбается нам.

Мимо нас проносятся опустевшие строения на берегу, затем каменный маяк, в окружении трех ветряков с солнечными батареями и хозяйственными постройками.

Еще несколько километров и мы замечаем не берегу табун диких лошадей численностью 12-15 голов. Сбавляем ход и пытаемся тихо подойти, сделать фото. Но не тут то было. Лошади почуяли опасность и если бы не оптика 20-ти кратная на фотоаппарате, то вообще не получилось их запечатлеть.

Что касается лошадей, то мне поведала их историю одна знакомая, которая занимается конным спортом не один десяток лет. Так вот где-то в Николаевской области или в самом Николаеве был конезавод, там занимались селекцией и сохранением чистокровных пород, но в 90-е годы деньги от государства закончились и лошадей нечем было кормить. Половину сдали на мясо, а половину перевезли на Тендровскую косу, глухое и малодоступное место, где есть в изобилии трава, вода и почти нет людей. С тех пор лошади одичали, размножаются и живут сами по себе. Иногда некоторых из них отлавливают и приручают, но это длительный процесс, требующий значительных затрат.

Впереди за горизонт уходит тонкая полоска берега. Сколько видит глаз нет ничего кроме моря и косы. На несколько десятков километров не единой живой души, только птицы иногда парят в небе.

Солнце в дымке, но от это не прохладнее, мы одеты в одежду, максимально закрывающую тело. Солнечные ожоги нам не нужны, поэтому лицо и руки смазываем защитным кремом. Наше путешествие можно сравнить с загоранием на пляже с раннего утра до позднего вечера и спрятаться некуда. Всегда нужно думать о безопасности и последствиях нахождения под солнцем целый день.

Мы проходим более 50 км,

и попадаем в райское место.

Разрыв в косе отделяет осторв Тендровская коса от самой Тендровской косы. Самое интересное что это место постоянно изменяется, на генштабовских картах оно сдвинуто почти на километр от реального местонахождения, а на снимках из космоса прошлого года, все сходится. Перед протокой на отмели мы замечаем в кристально чистой воде Скатов-хвостоколов, которые рассыпаются в стороны от нашей лодки. Огромные медузы проплывают мимо нас. Решено устроить обед, дозаправится и покупаться. Специально для нас тучи расступаются, пропуская лучи палящего солнца, устраивая тропический отдых на диких берегах.

Купание, обед, дозаправка и снова в путь. Направляемся к следующей протоке отделяющей Тендровскую косу от большой земли. Это в 15-ти километрах на юго-восток. Пройдя больше половины расстояния, мы замечем первые признаки цивилизации, какие-то строения и настоящий берег, а не косу как было раньше. Волна усиливается, ветер срывает пену с гребней волн, становится тяжело идти против ветра. Дойдя до протоки, мы видим накатную волну которая поднимется на отмели преграждающей путь в залив, решено продолжать движение в сторону Лазунго. Но тут усталость берет верх, у меня закрываются глаза, и хочется просто упасть где-то на берегу. До этого момента две ночи подряд я спал не более 2-х часов, и это очень сильно сказалось на самочувствии. Мы отошли несколько километров и вернулись снова к протоке. На малом ходу, рискуя получить волной под зад, заходим в протоку, на отмель, и причаливаем к берегу. Для тех кто не ходил по морю сообщаю, что просто причалить на пляж при волне это очень опасная операция, так-так накатная волна тут же накроет лодку, и дополнительных 100-200 кг воды вы будете получать каждые 5-10 секунд, что не позволит вам вытащить лодку на берег. Отсюда мораль, или ждите пока море успокоится, или ищите укромную бухту, что мы собственно и сделали. Так вот как только я почувствовал твердую землю, незамедлительно снял спас-жилет и завалился на нем спать.

Где-то сквозь сон я слышал что к нам подошел мужик, представился егерем, и сообщил что тут находиться нельзя, и вообще это заповедник, на что Володя ответил что на море волна и мы никуда отсюда не уйдем, пока море не успокоится. После нескольких звонков начальству егерь дал добро на пребывание, и если понадобиться ночевку, на чем его функции закончились и он удалился в неизвестном направлении. Не помню сколько я спал, но не менее 2-х часов, после чего на море утихла волна.

Мы собрали совет чтобы решить где выбрать место для ночевки. Ближайшее подходящее место был в 25-ти километрах, за поселком Лазурное на северо-западной оконечности острова Джиралгач, туда и решили идти.

Светлого времени суток оставалось не более 3-х часов, нужно было двигаться настолько быстро, насколько позволяла волна. Но волна не позволяла глиссировать, а лупила нас со страшной силой о сидения. Теперь в лидеры вышел Володя. Его лодка уступает нашей по размеру и мощности двигателя, но он сидит возле двигателя и не чувствует таких ударов о волну как мы с Олегом на носу лодки, поэтому и идет быстрее.

Мы проходим Железный Порт, наблюдаем многочисленных отдыхающих дикарями с машинами на берегу. Люди смотрят на нас с неподдельным любопытством. Я думаю они давно не видели лодок проплывающих мимо и гадали кто такие и куда идем. Наверное немаленький флаг на лодке придавал еще больше загадочности нашим персонам. В общем там где мы проходили народ бросал все дела и провожал нас взглядами. Дабы не расстраивать публику я время от времени включал ревун. И вот наконец появляется на горизонте Лазурное. Мы проходим мимо, огибаем поселок и заходим в протоку где глубина порой меньше полуметра, спасает то что дно песчаное и повредить винт довольно таки тяжело.

Выбрано место для ночлега, причаливаем, дует сильный восточный ветер и мы ведем лодки вдоль берега в укромный карман.

Самое интересное, что в 2-х метрах от берега в этом кармане глубина составляет 1,5-2м., хотя залив очень мелководный. Вещи на берегу, солнце садится, ночь обещает быть ветреной, что кстати не мешает местным комарам нас пожирать. Лодки вытащили на берег и заякорили на всякий случай. Начинаем ставить палатки, и тут к нам гости!
Гостями оказались местные пограничники, которые по доброте душевной решили проверить, кто мы такие и что делаем на вверенном им участке. Мы сообщили, что все в порядке, у нас все пропуска и разрешения есть, на что был дан ответ, что мы не имеем права причаливать на остров, а должны обязательно останавливаться на причалах. В общем начались долгие звонки по телефонам и выяснения чего мы тут делаем. После получаса пререканий и проверки документов, ими был получен приказ сопровождать нас в Скадовск на заставу. Теперь нарисую ситуацию. 10 часов вечера солнце село, темно на море волна у нас установлены палатки лодки тоже на берегу, дует сильный восточный ветер. До Скадовска по лиману напрямик 28 км, по отмелям до 20 см – не реально, по морю темнота волна и каких-то 60 км. В общем мы им сообщили что у нас пока с головами все в порядке, и никуда до утра мы не уйдем. Опять звонки начальству. Как говорится если гора не идет к Магомету… Мы уже спим, в начале первого нас будят пограничники. Приехал начальник заставы майор и с ним толпа человек 6, все вооружены. Короче разбираемся, оказывается у нас с Володей пропуска в море на всю зону ответственности Одесского погран-отряда, в них перечислены острова, банки и косы, а у меня не хватает острова Джиралгач (ну не допечатали). Решено меня штрафовать по полной программе аж на 34 гривны, я особенно не сопротивляюсь, так как хочу спать и 34 гривны сами понимаете почти не деньги. Ребята так напрягались, приперлись из самого Скадовска, надо им хоть один протокол составить, а то начальство в Одессе на уши подняли, а закончится все ничем. В процессе общения пограничники оказались нормальными ребятами, загнанными в рамки инструкций и указаний, часто противоречащих друг другу. На вопрос, а бывали у вас настоящие нарушители – таких не встречали. Бюрократия процветает! Отряд уплыл на заставу, а мы пошли спать, так закончился первый день нашей экспедиции.

День второй.

После веселой ночи с пограничниками, нас разбудили яркие лучи восходящего солнца и сильный ветер, непрекращающийся всю ночь. Мы использовали для растяжки палаток колышки, которые были в комплекте, и очень зря. Они моментально вылетали из сыпучего песка, пришлось сверху класть тяжелый груз типа канистр с бензином или бутылей с водой.

Местные аборигены и народ, примкнувший к ним на время отпусков, шныряли по проливу и пляжам, выискивая сами не зная чего.

В общем, обычное утро на местечковом курорте. Вода у берега не воодушевляет покупаться. Временами чистая, а временами с водорослями и мусором принесенным из Джарылгачского залива. Повсеместно плавают фиолетово-прозрачные медузы, диаметром по 30 сантиметров.

Мы завтракаем, собираем вещи, спускаем лодки, и выходим в море, через все тот — же мелкий пролив, в обратном направлении. По моим подсчетам топлива на обратный путь мне может не хватить, у Володи дела обстоят намного лучше, и его припасов хватает с лихвой. Я связываюсь с начальником одного из причалов в Лазурном, зовут его Игорь. Огромное ему спасибо за помощь.
После недолгого перехода берем ориентир на водонапорную башню в виде летающей тарелки.

Разгоняя пловцов звуками ревуна, выбираемся на песчаный пляж, усыпанный отдыхающими. Игорь оказался приветливым, приятным человеком. Он организовал транспорт на местную заправку. Заправка оказалось родом из СССР. В полу-заброшенном дворе были сварены бесформенные железные будки, в них спрятаны колонки, оператор сидел в батискафе, в дальнем углу двора. Из четырех колонок работало две, потому что в них был бензин, в остальных закончился, на мое счастье был А-92, мне он тоже подходил. Я благополучно наполнил канистру и меня доставили обратно на причал. На причале кроме Игоря меня радостно встречал майор Скадовской погранзаставы, пошутив что-то типа «давно не виделись, аж 8 часов», пожелал нам счастливого пути и приглашал в гости, но только с правильными пропусками. Все это время Володя находился на берегу вместе со своей лодкой, а Олег на «Крыме» в море недалеко от берега.

Прибойная волна не позволяла оставить лодку наполовину в воде, а вытаскивать тяжелый катер на берег не было никакого желания.
Берем курс на местечко, которое запало нам в душу накануне. Это пролив между островом Тендровская коса и самой Тендровской косой. Мы в пути, обратная дорога уже знакома и время течет быстрее, ветер теперь нам в спину. Наблюдаем интересный эффект, на скорости 31 км/час нас окружает полный штиль, флаг даже не колышется, мы идем со скоростью ветра, и в одном направлении с ним.

Прямо по курсу видим что-то напоминающее надувную лодку. При детальном рассмотрении это оказывается большим надувным кругом с дном, в полузатопленном состоянии. Внутри каким-то образом разместились два мужика явно из соседней страны чудовой. Свободного места в так называемой лодке нет, баллоны на 2/3 под водой. В руках друзья держат подобие удочек, ну думаю класс, типа рыбаки, спрошу чего ловится, и как клюет. Подходим мы значит так резвенько прямо к ним, (на носу ревун, сзади флаг, мы в камуфляже) и читаем на лицах испуг как при виде черта рогатого. Спрашиваем чего ловим, как клюет – ответ ммм…ммм… мы тут это ничего не ловим и вообще ничего не клюет, только приплыли, а наживка – ммм…ммм червяк. Говорим что из Одессы поход у нас, изучаем так сказать местные достопримечательности, с людьми знакомимся. В общем, наши рассказы их не разговорили, и мы отправились дальше.
Прошли Железный Порт, пролив с егерем, далее однообразный пейзаж, справа узкая полоса косы, слева бескрайнее море.

И вот пролив, вышли на берег в том же месте что и на кануне. Обедаем, купаемся, загораем. Нашли в кустах сети и фонарики, и это на территории заповедника!

Тут видим как приближается катер. Немаленький такой, из свежих, название не определил, но что-то из ЮМС БОТ. Выгружаются из него два мужика, женщины и дети. Один мужик направляется к нам. Типа кто такие, что тут делаете, здесь заповедник и без разрешения дышать даже нельзя, а вы нагло купаетесь. Мужик явно не прав (женщины и дети плещутся в воде). Говорим, что остановились пообедать, и идем дальше на север, и вообще-то у вас тут в кустах сети валяются! Со словами «а с сетями мы сами разберемся» демонстративно уходит в другую сторону от указанного нами направления. Делать нечего, снимемся с берега и уходим дальше. Конечная остановка этого дня – северная оконечность Тендрвской косы, но на середине пути было решено сделать остановку. Волна успокоилась, поэтому можно было позволить себе расслабиться. Вокруг, сколько видит глаз, дикая природа, море, залив и полоска суши по середине, берегов залива с другой стороны не видно.

Отчаливаем, идем дальше на север. Появляется маяк и мы ищем место для лагеря. Лагерь разбиваем почти на самом севере косы недалеко от маяка Тендрвская коса.
Олег не долго думая берет ласты, маску и в воду. Набрав несколько десятков рапанов в сетку он возвращается назад. Ныряя он встречал несколько скатов и решил вернуться, но уже с ружьем. Мы с Володей обедаем, а неутомимый водолаз, плещется в 50-100 метрах от берега, надолго исчезая под водой. Тут на фоне звуков прибоя раздается крик «Волдя!» и исчезает под водой. Через некоторое время опять крик, но уже с другой стороны. Я прыгаю в лодку и спешу на помощь. Володя остается на берегу для подстраховки. После непродолжительного времени, я нахожу Олега на отмели, отчаянно борющегося с чем-то очень большим. Оказывается он, подстрелил ската, диаметром около метра, который протащил его метров 50 до отмели и не давал к себе приблизится, разворачиваясь, молниеносно атакуя хвостом с шипом. Стрела была с трезубцем на конце и был риск, что скат сорвется, поэтому Олег каким-то образом умудрился запихнуть воткнутую стрелу в ружье и на вытянутой руке прижимал монстра ко дну, а сам мог поднимать голову и дышать. Я пытался оказать помощь, но толку от меня было мало. Топором до хвоста достать было не реально. Тогда я привез с берега лопату, но к сожалению хвост отрубить не удалось. Пришлось вернуться и найти стрелу с раскрывающимся наконечником. После того как я привязал к ней веревку, Олег проткнул ската насквозь, и наконец получилось вытащить его в лодку. Руки и ноги тряслись от избытка адреналина, на переднем сидении восседал скат, которого я сзади прижимал стрелой, Олег на вытянутых руках (сесть рядом он не решился) вел лодку к берегу. Сорокаминутная борьба завершилась. Вес ската оказался 12кг 950 гр. без крови, которая вытекла в лодку, и было ее не меньше литра.

Еда теперь у нас есть! И на ужин, и на завтрак, и на следующий день! Лодки вытаскиваем на берег, мою недалеко от воды и якорим на суше, Володин «Автобот», выносим на руках подальше.
Разделываем «зверя» и жарим на сковородке, остатки засаливаем.

По вкусу напоминает камбалу, мясо по виду смахивает на шею свинины, с прослойками сала.
Теперь можно расслабиться и отдыхать, наслаждаясь солнцем и теплой водой!

Но все когда-нибудь надоедает, и мы с Володей отправляемся на исследование острова. Олег остается в лагере. Радиостанции работают и связь есть. Растительность представлена невысокими деревьями, кустарником и высокой травой, достигающей порой 1-1,5 метра в высоту! Остров невысокий и корневая система растений питается водой сквозь песок, иногда слой песка становится толще, и тогда растительности вообще нет, как на пляже, где самое высокое место. Направляемся к маяку, который возвышается на насыпи укрепленной бетонным основанием.

Это самое высокое место и с него мы сможем осмотреть окрестности. По дороге нам попадаются неглубокие ямы круглой формы, напоминающие воронки от снарядов.

Подход к маяку усыпан ржавыми, стреляными гильзами.

Мы поднимаемся к маяку и наблюдаем следующую картину:

Похоже из этих водоемов пьют животные местных жителей и дикие лошади.

А эта база находится чуть южнее.

Несколько слов о базе. Мы видели людей, разъезжающих на квадроциклах и плавающих на скутерах. Всего было несколько человек, и похоже что это какой-то VIP клуб, потому что прилетали они на двух вертолетах по направлению из Одессы.

Думаю дикая природа удовольствие не из дешевых.
Были обнаружены так-же дикари вроди нас, но плавсредств не наблюдалось.

Мы с Володей благополучно вернулись в лагерь.

С наступлением темноты начали появляться огни. Видимость была великолпная, никакого намека на туман или дымку. Первым мы увидили Очаков, осторв Березань, затем порт Южный, и когда совсем стемнело далеко в море строго на запад, при помощи бинокля удалось разглядеть огни города Одесса практически среди волн за изгибом земли. По прямой до Одесы 58км.

День третий.

Легкий ветерок треплет палатку, я вслушиваюсь в морской прибой. Как не хочется поваляться еще на мягком надувном матраце, но нужно вставать. Мой выход пробудил к деятельности остальных жителей нашего мини лагеря.
И вот мы выспавшиеся на свежем воздухе, готовимся к новому дню – дню завершающего перехода. На горизонте виднеется пара лошадей с жеребенком, мирно щипающие траву.

Вчера Олег наловил рапана, и мы приняли решение (большинством), что он его и приготовит. Была сооружена импровизированная плита, для отваривания сего моллюска.

Затем чистка.

И жарка на походной горелке.

Хочу заметить, что мясо рапана очень сытное и мы (трое взрослых мужиков) до отвала наелись одной миской.

Лагерь собран, лодки спущены на воду и загружены. Ветер не позволяет идти напрямую, поэтому выбран обходной путь — вдоль восточного побережья острова Тендоровская коса, до косы Белые Кучугуры, вдоль отмели до Егорлыцких островов далее на северо-запад, вдоль острова Долгий до Кинбургской косы, затем остров Березань и Рыбаковка.
Ветер восточный не дает нормально глиссировать, поэтому приходится маневрировать и падать время от времени в водоизмещающий режим.
Мы двигаемся мимо ВИП клуба.

Развалины старых зданий на берегу.

Возле маяка уходим влево. Впереди виднеется отмель, глубина я думаю максимум сантиметров 50, так что можно в крайнем случае постоять, отдохнуть или потащить лодки как бурлаки. Над водой никаких возвышений. Еще один разворот и через несколько часов высаживаемся на Кинбургскую косу.

Что сказать, мы вернулись к цивилизации, уверенно работает сотовая связь, по песку курсируют джипы, вода мутная и не приветливая. А что делать, подкрепились бутербродами и в заключительный переход.

На обратном пути оставляем остров Березань с левого борта. Впереди Рыбаковка встречает странников тихой водой. Лодки разгружены и загружены на лафеты.

Закончилась еще одна экспедиция. Хоть мы и не дошли до конечной точки маршрута, но разведали обширные просторы, получили море удовольствия, неоценимый опыт для следующих походов. Надеюсь, в следующем году мы таки дойдем до полуострова Крым!